Доступная среда

Создание специальных условий для обучения инвалидов

 и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1). Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

 

1. Социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся

Обучение организовано в общих группах на бюджетном отделении по программе по выбору учащегося, родителей учащегося (законных представителей):

по дополнительной  предпрофессиональной  образовательной   программе в области изобразительного искусства «Живопись» сроком обучения 5 лет для учащихся от 10 (12) до 15 (17) лет  по индивидуально  скорректированном учебным планам и срокам обучения.   

- по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области изобразительного искусства «Комплексная программа «Изобразительное творчество» для учащихся от 10 (12) до 14(16) лет с ограниченными возможностями  здоровья и детей – инвалидов. Программа рассчитана на 4 года обучения.  При необходимости (по согласованию с родителями учащихся) сроки обучения могут быть скорректированы.

Программа комплексного учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства  в детских школах искусств. Программа «Изобразительное творчество» предназначена для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития. Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.   Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. 

 

По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам.

Для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Программа коррекционной работы в Изобильненской ДХШ содержит следующие разделы:

1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе создан и работает психолого-педагогический консилиум (ППК)

 3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в классе и школе и освоение ими дополнительной образовательной программы.

 4. Мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении дополнительной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.

 5. Описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, который должен обеспечиваться в единстве урочной и  внеурочной деятельности.

7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В школе создан и работает психолого-педагогический консилиум (ППК)

По окончанию работы приемной комиссии ежегодно проводится анализ вновь принятого контингента, выявляются лица с особыми потребностями в обучении. При выявлении инвалидов и лиц с ОВЗ в учебные планы вносятся необходимые изменения (с учетом потребностей поступивших), с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также указывается необходимость использования при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

2. Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В школе организован  свободный доступ к учебным рабочим местам в  учебных помещениях:

- Девять учебных классов – мастерских для рисунка, живописи, композиции   оборудованы мольбертами, стульями, натюрмортными столами, стеллажами, учительским столом, доской, учебно-наглядными пособиями, раковинами и кранами с горячей и холодной водой рециркуляторами.

- Скульптурная мастерская оборудована станками, скамейками, шкафами, раковинами и кранами с горячей и холодной водой,  рециркулятором.

- Кабинет компьютерной графики - компьютерные места на 5 человек, принтеры, столы, доска. рециркулятором.

- Кабинет истории искусства  оборудован столами, стульями, телевизором, видеотехникой, мультимедийным проектором, компьютером, доской - экраном. учебно-наглядными пособиями рециркулятором.

- Выставочный зал 150 кв.м. Рециркуляторов – 2.

- Рекреации 2 эт. и 3 эт. (мансарды), оснащенные приспособлениями для развески картин 173,7 кв. м. Рециркуляторов – 2.

- Библиотека 16 кв. м. (для обучающихся  с ОВЗ возможно знакомство с учебными пособиями и литературой на 1 этаже в кабинете истории искусства)

- Методический фонд.

- Натюрмортный фонд.

 

 

Техническое оснащение мастерских и кабинетов

Материально-техническое оснащение осуществляется согласно требованиям, представляемым к учреждениям дополнительного образования. Содержание оформления кабинетов соответствует требованиям и содействует реализации образовательных программ. Освещение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает условия для работы в соответствии с требованиями СанПина. Санитарно-гигиенические условия соответствуют нормам, предъявляемым к образовательному учреждению: помещения светлые, просторные, большие окна открываются, что способствует регулированию температурного режима. Освещение соответствует нормам, установленным Госстандартом. Графики уборки, санитарной обработки  и проветривания помещений соблюдаются. С 01.10.2020 года школа оснащена рециркуляторами по обеззараживанию и очистке воздуха.

 

3. Условия доступности для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью

В школе  создаётся безбарьерная среда для лиц с инвалидностью и ОВЗ

Обустроены:

 - пандус  для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно -    двигательного аппарата;

- кнопка вызова персонала для сопровождения;

- тактильная вывеска с режимом работы школы,  тактильные таблички на  дверях мастерской и кабинета истории искусства на 1 этаже;

- доступность входных путей (распашные двери).

Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья на  первом этаже школы:

- при входе в школу - на вахте работает сотрудник, ответственный за сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья:

-  мастерская для обучения учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата;

- кабинет истории искусства;

- кабинет заместителя директора по АХР;

- санитарно-гигиеническое помещение на первом этаже с поручнями.

Разработан  паспорт доступности объектов школы  с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Здание школы оснащено  противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.В школе установлена тревожная кнопка.

На сайте школы izobdhsch.ruв разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Доступная среда»  создана страница «Обучение лиц с ОВЗ».

 

4. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими обучение

- на 1 этаже работает преподаватель, ответственная   за организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,  прошедшая  обучение в ГБУ ДПО Ставропольского края «Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры» по дополнительной профессиональной программе «Этика и психология общения педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья» для преподавателей детских художественных школ края (удостоверение от 16.10.2020 г. №423);

- все преподаватели прошли специальный Инструктаж по организации и обеспечению доступности для  инвалидов объектов и услуг;

- работа преподавателей с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в школе  заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья;

- преподаватели школы  знакомятся с психолого - физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывают их при организации образовательного процесса.

 

Для профориентации и будущего трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в Изобильненской ДХШ

- Проводятся  встречи  с преподавателями высших и средних  художественных учебных заведений и профессиональными  художниками, выездные выставки, презентации,  мастер - классы с обучающимися, индивидуальные консультации по вопросам будущего трудоустройства.

- Преподаватели Изобильненской ДХШ  рассказывают учащимся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью о профессиях и специальностях, обучение по которым осуществляют художественные учебных заведений в Российской Федерации, стараются ориентировать их на поступление. 

- Проводятся консультации для лиц с ОВЗ и инвалидностью и их родителями (законными представителями) по вопросам приёма, обучения, профориентации.

- В школе  создан Информационный стенд для ознакомления учащихся и их родителей  с  возможностями продолжения обучения и получения профессионального художественного, архитектурного, дизайнерского образования, что является содействием  будущему трудоустройству выпускников.

 

5. Для охраны здоровья в Изобильненской ДХШ при обучении учащихся с инвалидностью  или   с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены:

- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

-обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе; профилактика несчастных случаев с обучающимися;

- проведение  санитарно - противоэпидемических  и  профилактических мероприятий; 

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создаются  комфортные психологические условия, применяются  здоровьесберегающие технологии;

- для обучения в школе требуется предоставление справки от педиатра о возможности обучения в художественной школе - медицинское обслуживание  несовершеннолетних осуществляется в ГБУЗ «Детская  поликлиника». Адрес: г. Изобильный, ул. Западная 125. телефон 8 (86545) 2 43 56.

- с  ГБУЗ СК «Изобильненская РБ»  заключен «Договор о совместной организации и предоставлении медицинской  помощи обучающимся МБУ ДО  «Изобильненская детская художественная школа»: ГБУЗ СК «Изобильненская РБ» обязуется: «Оказывать первую  медицинскую  помощь обучающимся во время пребывания в школе при вызове бригады скорой помощи в случае необходимости и  в соответствии со стандартами мед. помощи».

 

6. Доступ к информационным системам и информационно -  телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБУ ДО «Изобильненская ДХШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база школы оснащена:

- электронной почтой;

- локальной сетью;

- выходом в Интернет;

  - функционирует официальный сайт школы. На сайте школы izobdhsch.ru  создана версия для   слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

При необходимости возможна работа за компьютером  детей – инвалидов  и учащихся с ограниченными возможностями здоровья в  компьютерном классе на 2 этаже школы.

В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор).

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

 

7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.

https://art-school-1.ru/dostupnaya-sreda

 

 

 

 

  Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг  и помощи со стороны персонала на объекте

 

Уважаемые посетители

МБУ ДО «Изобильненская детская художественная школа»

 

Предлагаем вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание нашей организации инвалидам и другим маломобильным гражданам, об особенностях оказания им услуг и о дополнительной помощи со стороны персонала организации.

Наша организация имеет следующее оснащение, обеспечивающее доступ на объект и к оказываемым услугам маломобильным гражданам:

1) пандус с перилами;

2) кнопка вызова персонала;

3) табличка – вывеска с информацией о школе, выполненная шрифтом Брайля.

Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников организации. Для вызова сотрудника воспользуйтесь кнопкой вызова персонала, расположенной  слева от входной двери или телефоном – его номер 8 (86545) 2 48 00

В этом здании Вы можете воспользоваться следующими услугами:

1) написать заявление о приеме ребенка в художественную школу для обучения;

2) ознакомиться с основными документами школы, условиями обучения и программами;

3) посетить выставку художественных работ в выставочном зале школы.

Услуги, которые могут быть предоставлены в дистанционном формате  (на сайте школы izobdhsch.ru):

1) получить всю необходимую и исчерпывающую информацию об учреждении, преподавателях, программах и условиях обучения;

2) ознакомиться с Уставом, локальными актами учреждения и т. д.

3) в подразделе «Доступная среда» получить информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

По вопросам обеспечения доступности здания и помещений организации, получаемых услуг, а также при наличии замечаний и предложений по этим вопросам можно обращаться к ответственному сотруднику организации – Суд Галине Николаевне – заместителю директора   по АХР –

 телефон –8 (86545) 2 65 99                                                                          

 

 

 

документы:

 

 Паспорт доступности Изоб ДХШ  2021.

 Pasport-dostupnosti-Izob-DHSh-2021.docx [38,89 Kb]

 Положение по обучению лиц с ОВЗ.

 Polozhenie-po-obucheniyu-lic-s-OVZ.docx [27,17 Kb]

Положение по ППК. 

Polozhenie-po-PPK.docx [24,92 Kb]

Согласие родителей на проведение консилиума. 

Soglasie-roditeley-na-provedenie-konsiliuma.docx [13,24 Kb]

 Коллегиальное заключение ППк.

Kollegialnoe-zaklyuchenie-PPk.docx [13,27 Kb]

 Приказ о порядке образовательной деятельности по доп программам.

Prikaz-o-poryadke-obr-deyatelnosti-po-dop-programma.pdf [687,25 Kb]

 Положение о сопровождении учащихся с ограничен возможностями.

polozhenie-o-soprovozhdenii-uchaschihsya-s-ogranichen-vozmozhnostyami.pdf [3,2 Mb]

 Положение о психолого-педагогическом консилиуме.

Polozhenie-o-psihologo-pedagogicheskom-konsiliume.pdf [9,91 Mb]

 Письмо о психолого-медико-педагогическом консилиуме.

pismo-o-psihologo-mediko-pedagogicheskom-konsiliume.pdf [224,99 Kb]

 Методические рекомендации о дистанционном обучении.

Metodicheskie-rekomendacii-o-distancionnom-obuchenii.pdf [765,84 Kb]

 Методические рекомендации по реализации предпроф.программ.

Metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-predprof.programm.pdf [2,23 Mb]

 Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями.

Ob-itogovoy-attestacii-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.pdf [197,42 Kb]

 Письмо о коррекционном и инклюзивном образовании детей.

Pismo-o-korrekcionnom-i-inklyuzivnom-obrazovanii-detey.pdf [306,59 Kb]

 

 

 


^