Создание специальных условий для обучения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1). Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
1. Социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся
Обучение организовано в общих группах на бюджетном отделении по программе по выбору учащегося, родителей учащегося (законных представителей):
- по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» сроком обучения 5 лет для учащихся от 10 (12) до 15 (17) лет по индивидуально скорректированном учебным планам и срокам обучения.
- по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области изобразительного искусства «Комплексная программа «Изобразительное творчество» для учащихся от 10 (12) до 14(16) лет с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов. Программа рассчитана на 4 года обучения. При необходимости (по согласованию с родителями учащихся) сроки обучения могут быть скорректированы.
Программа комплексного учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Программа «Изобразительное творчество» предназначена для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития. Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.
По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Программа коррекционной работы в Изобильненской ДХШ содержит следующие разделы:
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создан и работает психолого-педагогический консилиум (ППК)
3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в классе и школе и освоение ими дополнительной образовательной программы.
4. Мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении дополнительной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.
5. Описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внеурочной деятельности.
7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В школе создан и работает психолого-педагогический консилиум (ППК)
По окончанию работы приемной комиссии ежегодно проводится анализ вновь принятого контингента, выявляются лица с особыми потребностями в обучении. При выявлении инвалидов и лиц с ОВЗ в учебные планы вносятся необходимые изменения (с учетом потребностей поступивших), с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также указывается необходимость использования при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе организован свободный доступ к учебным рабочим местам в учебных помещениях:
- Девять учебных классов – мастерских для рисунка, живописи, композиции оборудованы мольбертами, стульями, натюрмортными столами, стеллажами, учительским столом, доской, учебно-наглядными пособиями, раковинами и кранами с горячей и холодной водой рециркуляторами.
- Скульптурная мастерская оборудована станками, скамейками, шкафами, раковинами и кранами с горячей и холодной водой, рециркулятором.
- Кабинет компьютерной графики - компьютерные места на 5 человек, принтеры, столы, доска. рециркулятором.
- Кабинет истории искусства оборудован столами, стульями, телевизором, видеотехникой, мультимедийным проектором, компьютером, доской - экраном. учебно-наглядными пособиями рециркулятором.
- Выставочный зал 150 кв.м. Рециркуляторов – 2.
- Рекреации 2 эт. и 3 эт. (мансарды), оснащенные приспособлениями для развески картин 173,7 кв. м. Рециркуляторов – 2.
- Библиотека 16 кв. м. (для обучающихся с ОВЗ возможно знакомство с учебными пособиями и литературой на 1 этаже в кабинете истории искусства)
- Методический фонд.
- Натюрмортный фонд.
Техническое оснащение мастерских и кабинетов
Материально-техническое оснащение осуществляется согласно требованиям, представляемым к учреждениям дополнительного образования. Содержание оформления кабинетов соответствует требованиям и содействует реализации образовательных программ. Освещение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает условия для работы в соответствии с требованиями СанПина. Санитарно-гигиенические условия соответствуют нормам, предъявляемым к образовательному учреждению: помещения светлые, просторные, большие окна открываются, что способствует регулированию температурного режима. Освещение соответствует нормам, установленным Госстандартом. Графики уборки, санитарной обработки и проветривания помещений соблюдаются. С 01.10.2020 года школа оснащена рециркуляторами по обеззараживанию и очистке воздуха.
3. Условия доступности для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью
В школе создаётся безбарьерная среда для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Обустроены:
- пандус для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно - двигательного аппарата;
- кнопка вызова персонала для сопровождения;
- тактильная вывеска с режимом работы школы, тактильные таблички на дверях мастерской и кабинета истории искусства на 1 этаже;
- доступность входных путей (распашные двери).
Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья на первом этаже школы:
- при входе в школу - на вахте работает сотрудник, ответственный за сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мастерская для обучения учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата;
- кабинет истории искусства;
- кабинет заместителя директора по АХР;
- санитарно-гигиеническое помещение на первом этаже с поручнями.
Разработан паспорт доступности объектов школы с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.В школе установлена тревожная кнопка.
На сайте школы izobdhsch.ruв разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Доступная среда» создана страница «Обучение лиц с ОВЗ».
4. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими обучение
- на 1 этаже работает преподаватель, ответственная за организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедшая обучение в ГБУ ДПО Ставропольского края «Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры» по дополнительной профессиональной программе «Этика и психология общения педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья» для преподавателей детских художественных школ края (удостоверение от 16.10.2020 г. №423);
- все преподаватели прошли специальный Инструктаж по организации и обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг;
- работа преподавателей с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в школе заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья;
- преподаватели школы знакомятся с психолого - физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывают их при организации образовательного процесса.
Для профориентации и будущего трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в Изобильненской ДХШ
- Проводятся встречи с преподавателями высших и средних художественных учебных заведений и профессиональными художниками, выездные выставки, презентации, мастер - классы с обучающимися, индивидуальные консультации по вопросам будущего трудоустройства.
- Преподаватели Изобильненской ДХШ рассказывают учащимся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью о профессиях и специальностях, обучение по которым осуществляют художественные учебных заведений в Российской Федерации, стараются ориентировать их на поступление.
- Проводятся консультации для лиц с ОВЗ и инвалидностью и их родителями (законными представителями) по вопросам приёма, обучения, профориентации.
- В школе создан Информационный стенд для ознакомления учащихся и их родителей с возможностями продолжения обучения и получения профессионального художественного, архитектурного, дизайнерского образования, что является содействием будущему трудоустройству выпускников.
5. Для охраны здоровья в Изобильненской ДХШ при обучении учащихся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены:
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
-обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе; профилактика несчастных случаев с обучающимися;
- проведение санитарно - противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создаются комфортные психологические условия, применяются здоровьесберегающие технологии;
- для обучения в школе требуется предоставление справки от педиатра о возможности обучения в художественной школе - медицинское обслуживание несовершеннолетних осуществляется в ГБУЗ «Детская поликлиника». Адрес: г. Изобильный, ул. Западная 125. телефон 8 (86545) 2 43 56.
- с ГБУЗ СК «Изобильненская РБ» заключен «Договор о совместной организации и предоставлении медицинской помощи обучающимся МБУ ДО «Изобильненская детская художественная школа»: ГБУЗ СК «Изобильненская РБ» обязуется: «Оказывать первую медицинскую помощь обучающимся во время пребывания в школе при вызове бригады скорой помощи в случае необходимости и в соответствии со стандартами мед. помощи».
6. Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБУ ДО «Изобильненская ДХШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт школы. На сайте школы izobdhsch.ru создана версия для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
При необходимости возможна работа за компьютером детей – инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе на 2 этаже школы.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор).
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.
https://art-school-1.ru/dostupnaya-sreda
Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте
Уважаемые посетители
МБУ ДО «Изобильненская детская художественная школа»
Предлагаем вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание нашей организации инвалидам и другим маломобильным гражданам, об особенностях оказания им услуг и о дополнительной помощи со стороны персонала организации.
Наша организация имеет следующее оснащение, обеспечивающее доступ на объект и к оказываемым услугам маломобильным гражданам:
2) кнопка вызова персонала;
3) табличка – вывеска с информацией о школе, выполненная шрифтом Брайля.
Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников организации. Для вызова сотрудника воспользуйтесь кнопкой вызова персонала, расположенной слева от входной двери или телефоном – его номер 8 (86545) 2 48 00
В этом здании Вы можете воспользоваться следующими услугами:
1) написать заявление о приеме ребенка в художественную школу для обучения;
2) ознакомиться с основными документами школы, условиями обучения и программами;
3) посетить выставку художественных работ в выставочном зале школы.
Услуги, которые могут быть предоставлены в дистанционном формате (на сайте школы izobdhsch.ru):
1) получить всю необходимую и исчерпывающую информацию об учреждении, преподавателях, программах и условиях обучения;
2) ознакомиться с Уставом, локальными актами учреждения и т. д.
3) в подразделе «Доступная среда» получить информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По вопросам обеспечения доступности здания и помещений организации, получаемых услуг, а также при наличии замечаний и предложений по этим вопросам можно обращаться к ответственному сотруднику организации – Суд Галине Николаевне – заместителю директора по АХР –
телефон –8 (86545) 2 65 99
документы:
Паспорт доступности Изоб ДХШ 2021.
Положение по обучению лиц с ОВЗ.
Положение по ППК.
Согласие родителей на проведение консилиума.
Коллегиальное заключение ППк.
Приказ "Об обеспечении мер по доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
Приказ о порядке образовательной деятельности по доп программам.
Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов
Положение о сопровождении учащихся с ограничен возможностями.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
Письмо о психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Методические рекомендации о дистанционном обучении.
Методические рекомендации по реализации предпроф.программ.
Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями.
Письмо о коррекционном и инклюзивном образовании детей.