Патриотическое воспитание в ДХШ

Все народы, начиная с момента оседлости, создания государственности уделяли большое внимание воспитанию патриотизма. Это было залогом прочности государства, способности устоять перед натиском агрессивных соседей. Формы патриотического воспитания менялись, но суть осталась неизменна.

В новейший период истории, когда появилась возможность свободной миграции больших масс населения, принятие гражданства не одной, а нескольких стран, оказываются размытыми и понятия патриотизма. Но это не умаляет значения патриотического воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание начинается с любви к матери, близким, своему дому.

Становление гражданина продолжается усилиями различных институтов государства. Важнейшим из них является школа, поскольку основа патриотизма личности складывается к моменту совершеннолетия.
В системе патриотического воспитания немалую роль играют школы дополнительного образования.

Художественная школа реализует задачу формирования общей культуры личности учащегося на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ и приобщения его к мировой художественной культуре. На этой основе происходит воспитание этических принципов и идеалов личности и патриотизма.

С первых занятий в ДХШ, ребенок приобщается к процессу любования, анализа и воплощения в рисунке окружающего мира, его различных проявлений. На протяжение 4 лет обучения проходит летняя учебная практика (пленэр), где дети рисуют родную природу.

Рисуют с натуры, выполняют композиции пейзажа в классе. Процесс работы над пейзажем заставляет переживать состояние родной природы, видеть гармонию форм и цвета, понимать закономерности строения природных объектов. Эта работа ума и чувств ребенка оставляет глубокий позитивный след. Образ родной природы остается дорог человеку на всю жизнь.

Начиная с подготовительной группы школы, учащиеся выполняют композиции на темы русских народных сказок, иллюстрируют произведения отечественных писателей, рисуют события истории родной страны.

Каждой такой работе предшествует серьезное изучение темы, событий истории. Этому способствуют конкурсные выставки различного уровня: от международных до краевых. Ежегодно ученики школы принимают участие в десятках таких конкурсов, получая Дипломы Лауреатов (победителей) конкурсов и красочные каталоги с работами, где есть работы и учащихся Изобильненской ДХШ.

Темы конкурсов последних лет можно сгруппировать по нескольким разделам, каждый из которых объединяет близкие по содержанию темы:

- защита Отечества, казачество: всероссийские и краевые конкурсы «Ратная летопись России в детских рисунках» (Москва, 2005), «Казачество России» (Москва, 2005), «И грянул бой, Полтавский бой» (Москва, 2007), «Честь России дороже жизни» (Москва, 2007), «Война и мир глазами детей, посвященный 65-летию Победы» (Ставрополь, 2010), «И помнит мир спасенный» (Москва, 2010),.

- памятники истории и культуры: «Санкт - Петербург блистательный» (Санкт-Петербург, 2003), «Я люблю тебя, Россия» (Москва, 2006), «Россия – страна кремлей» (Москва, 2008), «Москва любимая» (Москва, 2008), «Древний, вечно молодой город Ярославль» (Ярославль, 2009).

- великие деятели истории и культуры: ежегодный всероссийский конкурс «Пушкин глазами детей» (пос. Большие Вязьмы, музей-заповедник А.С. Пушкина), «Великие русские писатели – И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой» (Москва, 2003), «Дети России – А.А. Пластову» (Москва, 2003), «Во глубине сибирских руд» (Москва, 2005) конкурсы, «Н.М. Карамзин: писатель, публицист, историк» (Москва, 2006), «Древнерусская живопись в детских рисунках» (по мотивам фресок и икон Андрея Рублева и Дионисия) (Москва, 2007), «Н.С. Гумилев: поэт, путешественник, воин» (Москва, 2006), «Таинственный мир творчества М.А. Врубеля» (Москва, 2006), «И.И. Шишкин великий русский художник пейзажист» (Москва, 2006), «М.А. Шолохов – литературный гений» (Москва, 2006), «Белые журавли» посвященный творчеству Расула Гамзатова» (Москва-Махачкала, 2008), «В.Д.Поленов – великий русский художник» (Москва - Поленово, 2009), «Певец солдатской доблести» к 100-летию Твардовского» (Москва, 2009), «Галерея героев В.М. Шукшина» (Москва, 2009 г.), «Антон Павлович Чехов» (Москва, 2010), «Александр Блок» (Москва, 2010)

- мой современник, моя семья: «Я и моя семья» (Вологда, 2008), «Семья, детский взгляд» (Москва, 2008), «Наш современник» (Москва, 2008), «Русичи» (г. Переславль-Залесский, 2008).

- пейзажи Родины: международный ежегодный конкурс «На своей земле» (рес. Беларусь), «Красота Божьего мира» (Москва, 2007), «Пейзаж Ставрополья» (Ставрополь, 2008).

Каждая композиция (в рамках конкурсных тем) требует глубокого изучения материалов темы, работы над образом.

Это процесс сложный и увлекательный одновременно. Такая работа оставляет глубокий след в сознании учащегося, способствует его патриотическому воспитанию.